35




154

25 сентября 2005 г. ушел из жизни Ури Бронфенбреннер — всемирно известный специалист в области детской психологии, иностранный член Российской академии образования.

Известные психологи мира - Психология - RIN.ru

Психология на RIN.ru: Известные психологи мира ... Американский психолог,
психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов ...
http://psy.rin.ru/razdel/47/Izvestnye-psihologi-mira.html

У. Бронфенбреннер родился в Москве на рубеже исторических эпох — 29 апреля 1917 г. Его отец, Александр Бронфенбреннер, был известным врачом-невропатологом. А среднему классу, в отличие от пролетариата, на революционном изломе было что терять. Нет, родители будущего психолога не были контрреволюционерами! Но после 17-го года их жизнь изменилась далеко не к лучшему. Не видя для себя обнадеживающих перспектив в Советской России, в 1923 г. семья устремилась за океан в поисках лучшей доли.

В Америке семья обосновалась в городке Личворт-Вилледж, штат Нью-Йорк, где Бронфенбреннер-старший сумел найти работу по специальности в интернате для умственно отсталых детей. С юных лет Ури запомнил то недоумение, почти негодование, с которым отец рассказывал о зачислении в интернат новых воспитанников на основании тестирования их IQ. У. Бронфенбреннер позже вспоминал, как соображения отца об абсурдности постановки диагноза «умственная отсталость» по результатам тестирования натолкнули его на мысль о необходимости всестороннего анализа интеллектуального отставания — в ряде случаев обратимого. Возможно, еще в юные годы будущий психолог начал вынашивать мысли, нашедшие впоследствии конкретное воплощение в общенациональной компенсационно-образовательной программе «Хед Старт». Вообще влияние отца на становление мировоззрения У. Бронфенбреннера трудно переоценить. Будучи уже очень старым и тяжело больным, отец регулярно писал сыну письма, делясь своими соображениями о жизни. Для Ури отношение к отцу всегда было не просто преклонением перед авторитетом, но подлинной любовью, взаимной и нерушимой. В одной из своих работ он написал: «Каждому ребенку для нормального развития жизненно необходим хотя бы один человек, который бы не чаял в нем души».

На интеллектуальном развитии будущего ученого, оформлении его склонностей не могла не сказаться и вся семейная атмосфера, проникнутая идеалами гуманизма и глубокими научными интересами. В доме нередко бывали «товарищи по изгнанию» — эмигранты из России, люди интеллигентные и высококультурные. После окончания средней школы У. Бронфенбреннер поступил на психологическое отделение Корнельского университета. Получив степень бакалавра в 1938 г., он продолжил образование в Гарвардском университете, где был удостоен степени магистра, и в Университете штата Мичиган, где ему в 1942 г. была присвоена докторская ученая степень. Буквально на следующий день после ее получения новоиспеченный доктор наук был призван в ряды вооруженных сил — шла вторая мировая война. Как и большинство его коллег, доктор Бронфенбреннер нес службу в командных структурах, где консультации профессиональных психологов высоко ценились. После демобилизации в 1946 г. он пару лет проработал в скромной должности доцента в Мичиганском университете, пока в 1948 г. не перебрался в свою Alma Mater — Корнельский университет, в котором и проработал до конца жизни (официально уйдя в отставку в 1987 г., У. Бронфенбреннер в статусе почетного профессора продолжал активную научную деятельность до конца своих дней).

Крупнейшим практическим достижением ученого на протяжении всей его многолетней карьеры стала разработка и внедрение программы компенсаторного обучения «Хед Старт», направленной на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей, а также

155

представителей национальных меньшинств. В середине 1960-х гг. в США активизировалось движение за предоставление всем детям равных возможностей для получения полноценного образования. Одним из идеологов этого движения выступил У. Бронфенбреннер. В 2500 округах было создано 13400 центров, охвативших свыше полумиллиона детей. Курс развивающего обучения, разработанный У. Бронфенбреннером с коллегами, длился восемь недель. Занятия были направлены на устранение пробелов в знаниях детей и формирование у них интеллектуальных навыков. Кроме того, круглый год действовали другие широкомасштабные программы, предполагавшие, что дети из малообеспеченных семей нуждаются в дополнительном обучении, чтобы подготовиться к регулярным занятиям в школе. Уже в 1965 г. по окончании курса занятий были достигнуты положительные сдвиги в выполнении детьми тестов интеллекта.

Но не обошлось и без «ложки дегтя». 21 февраля 1969 г. престижный журнал Harvard Educational Review опубликовал на 123 страницах в качестве главного материала номера статью А. Дженсена, профессора педагогической психологии и психолога-исследователя Калифорнийского университета. Статья называлась «Насколько мы можем повысить IQ и школьную успеваемость?». В этой длинной, изобилующей статистическими выкладками и техническими подробностями статье А. Дженсен утверждал, что компенсаторное обучение потерпело крах. Основанием для этого послужил тот уже достаточно очевидный факт, что достигнутое с помощью компенсаторного обучения повышение IQ носило временный характер.

Контраргументы У. Бронфенбреннера состояли в следующем: приведенные А. Дженсеном данные показывают лишь то, что существующие тесты интеллекта выявляют не сам интеллект, а знания и умения, соответствующие структуре этих тестов. Поэтому занятия по программе «Хед Старт», направленные на усвоение детьми именно этих знаний и умений, способствовали росту IQ. Впоследствии, когда обучение заканчивалось и дети возвращались в неблагоприятную социальную среду, новых стимулов для роста IQ больше не возникало. Тем не менее, по мнению У. Бронфенбреннера, опыт программы «Хед Старт» свидетельствует о значительных возможностях педагогического воздействия на интеллектуальное развитие. Вопреки мнению сторонников теории врожденных способностей программа «Хед Старт» убедительно показала зависимость школьной успеваемости и психического развития от социальных условий.

Нетрудно заметить, что эти взгляды У. Бронфенбреннера во многом созвучны постулатам советской психологии и педагогики. Не приходится удивляться, что ученый, едва ли не полмира объездивший в качестве исследователя и приглашенного лектора, именно в СССР предпринял обширное сравнительное исследование, давшее материал для одной из самых известных его книг — «Два мира детства: дети США и СССР» (1970; русское издание — 1976).

Самым значительным вкладом У. Бронфенбреннера в психологию следует назвать разработку им междисциплинарного подхода к процессам социализации, названным им экологией человека. Грэйс Крайг, автор известного у нас учебника «Психология развития», называет созданную У. Бронфенбреннером модель «возможно, самой влиятельной на сегодняшний день моделью человеческого развития». Согласно этой экологической модели, развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. Растущий человек постоянно испытывает воздействие со стороны различных элементов окружающей его среды и в то же время сам активно ее реструктурирует. Экологическая модель развития ребенка состоит из четырех словно вложенных одна в другую систем (уровней), которые обычно графически изображают в виде концентрических колец. Их У. Бронфенбреннер называет микросистемой, мезосистемой, экзосистемой и макросистемой. Характерной особенностью его модели являются гибкие прямые и обратные связи между этими четырьмя системами, через которые и осуществляется их взаимодействие.

Микросистему в любой период жизни составляют люди и объекты в непосредственном окружении ребенка. Именно этот первый уровень традиционно привлекает внимание психологов. Но У. Бронфенбреннер им не ограничивается. Он указывает, что взаимосвязями двух или более микросистем (например, семьи и детского сада) образуется второй уровень — мезосистема. Экзосистема имеет отношение к тем уровням социальной среды или общественным структурам, которые, находясь вне сферы непосредственного опыта человека, тем не менее влияют на него. Например, предприятие, где работает мать ребенка, может разрешить ей гибкий производственный график, что позволит ей больше внимания уделять воспитанию и косвенно повлияет на развитие ребенка. В то же время возможность свободнее распоряжаться своим временем и большую его часть уделять воспитанию будет способствовать душевному равновесию матери и косвенно скажется на повышении производительности ее труда.

В отличие от других уровней макросистема не имеет отношения к определенному окружению, а включает в себя жизненные ценности, законы и традиции той культуры, в которой живет человек. Например, правила, согласно которым дети с задержками развития могут обучаться

Всемирно известный психолог [1 сеанс в подарок] | Dota 2 Форум

Сегодня очень знамениты психолог пообещал дать всем нам 1 бесплатный
сеанс. Просто напишите здесь что, что вы видите на этой ...
http://dota2.ru/forum/threads/vsemirno-izvestnyj-psixolog-1-seans-v-podarok.364116/

156

в массовой школе, вероятно, оказывают существенное влияние на уровень образования и социальное развитие как этих детей, так и их «нормальных» сверстников. В свою очередь, успех или провал этого педагогического начинания может содействовать или, напротив, помешать дальнейшим попыткам интегрировать отстающих детей в массовую школу.

Хотя вмешательства, поддерживающие и стимулирующие ход развития, могут осуществляться на всех четырех уровнях модели, У. Бронфенбреннер полагал, что наиболее значительную роль они играют на уровне макросистемы, так как она воздействует на все другие уровни. Примером может служить та же программа «Хед Старт».

Свою последнюю книгу (всего их написано, в том числе в соавторстве, 14, не говоря уже о более чем 300 статьях) У. Бронфенбреннер издал за год до своей кончины, словно обобщая итоги пройденного пути. Ее название (Making Human Beings Human) можно было бы несколько неуклюже перевести как «Очеловечивание человека». Ведь именно к тому, чтобы помочь растущему ребенку стать настоящим человеком, ученый стремился всю свою жизнь. И успехи на этом пути еще при его жизни были высоко оценены. Американская Психологическая Ассоциация удостоила его награды «За выдающийся вклад в психологию развития», которая с той поры носит его имя. Именем У. Бронфенбреннера назван также Центр экологии развития при Корнельском университете. Почетный профессор многих американских и европейских университетов, У. Бронфенбреннер в 1993 г. был избран иностранным членом РАО.

О кончине 88-летнего человека не скажешь «безвременная». Однако некрологи, которые поспешили опубликовать практически все американские общенациональные газеты, отметили, сколь тяжела эта утрата не только для близких ученого, но и для всей психологической науки. Склоним и мы головы в его память.







Источник: http://www.voppsy.ru

Известный актер Илья Дель рассказал о своих детских ролях в скопинском театре «Предел»
Уроженец Скопина, известный актер Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета Илья Дель рассказал о начале своей карьеры и первых детских ролях в театре «Предел» в для программы «Беседка» в четверг, 4 сентября.
Известные живописцы
Леонардо да Винчи (родился 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — умер 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» (лат.
Сервис доставки продуктовых наборов «Партия еды» заработал 1 000 000 рублей на второй месяц работы
Опубликован 28.10.2014 16:36  Сервис доставки продуктовых наборов «Партия еды» заработал 1 000 000 рублей на второй месяц работы Предыдущие пресс-релизы В жилом комплексе «Лосиный остров» открылось кафе-пекарня «Заяц и шляпа» Компания «Донстрой» продолжает сотрудничество с кафе-кондитерской «Заяц и шляпа»: в октябре новое уютное заведение с домашней атмосферой открылось жилом комплексе «Лосиный остров».

profile.





RSS // // КонтактыHAPPYMONSTERR