Агульцы




ГъалБец1

    DARGO

    АГУЛЬСКИЙ НАРОД | ВКонтакте

    4 дн. назад ... Данная группа "Агульский Народ" создана в целях духовно-нравственного
    просвещения и развития агульского населения.
    http://vk.com/agul_djamaat

  • Members
  • 2 771 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 21 Август 2011 - 18:39

Агулы — небольшая по численности народность Дагестана, говорящая на своем особом языке, относящемся к лезгинской группе кавказско-иберийских языков .Они граничат на востоке с табасаранцами, на севере с даргинцами, на северо-востоке с кайтагцами, на юге с лезгинами и на юго-востоке с рутулами. Живут агулы компактно в 21 селении в центральной части юго-восточного Дагестана, занимая верховья рек Чирах-чая, Курах-чая и их притоков, на территории современного Агульского и части Курахского районов Дагестана, в долинах Агул-дере, Кушан-дере, Курах-дере и Хпюк-дере. Агулов всего около 30 тыс. человек.

Через территорию, занятую агулами, издавна проходила важнейшая торгово-коммуникационная магистраль, связывавшая центральную часть горного Дагестана с его южными районами, а через них — с Закавказьем. Благодаря этому, населенный пункты агулов являлись важными узлами, где скрещивалось множество коммуникаций, шедших по направлению к современным Рутульскому, Курахскому, Хивскому, Табасаранскому, Дахадаевскому районам Дагестана, и, что наиболее важно, они контролировали древнейший торгово-стратегический путь Дербент— Касумкент—Рича—Кумух и далее на север Дагестана, который иногда называли “великим путем народов через горы Дагестана”.

Древнейшее население Дагестана прекрасно знало этот путь и понимало его стратегическое значение. С функционированием его связывают широкое распространение среди населения горного Дагестана многих элементов сарматской культуры. На территории, занятой агулами, сохранились остатки большого числа разновременных археологических памятников.

Эпиграфический материал, собранный в этом селении, свидетельствует о том, что буршагская мечеть функционировала в XI— XII вв. Анализ эпиграфического материала, собранного в с. Фите, показывает, что оно существовало в XI—XII вв.

В исторической литературе существует мнение, что первоначальным местом обитания агулов, откуда они впоследствии расселились по остальным ущельям, является Агул-дере. Однако в настоящее время обнаружены очень интересные археологические памятники вокруг современных сел Буршат, Худиг и Кураг, расположенных в Кушан-дере, синхронные памятникам, находящимся в Агул-дере.

В общей системе обороны северных границ Сасанидской державы от вторжений северных кочевых племен южный Дагестан, с его знаменитым Дербентским проходом и относительно удобными, горными перевалами занимал важное стратегическое положение. Сасаниды держали здесь крупные военные силы, которые должны были не только защищать северные границы государства, но и контролировать положение в самом Дагестане.

Дербентский проход имел сильный гарнизон и мощные укрепления, однако иногда кочевникам удавалось каким-то образом проникать в страны Закавказья и Персию и грабить их. Видимо, кочевники, а впоследствии и хазары, знали о существовании перевала через Кокма-даг и дорогу Кумух—Рича—Касумкент и, минуя Дербент, проникали в страны Закавказья. По этому пути не раз проходили разные племена, о чем свидетельствует наличие по обеим сторонам перевала Кокмадаг мощных оборонительных сооружений", призванных контролировать этот важнейший путь.

В политику Сасанидов, стремившихся подчинить себе все Закавказье, входило постепенное привлечение на свою сторону дагестанских народов, с тем, чтобы обезопасить свои северные границы, переложить на них охрану этих границ.


Самые ранние сведения об агулах относятся к VII в. Так, армянская география VII в. наряду с другими народами знает и агулов (“агута-кани”). Более конкретно о кушандаринцах упоминается в арабских источниках. Среди народов, которых Маслама обратил в ислам, упоминаются и рукушани. Так называют табасаранцы агулов-кушанцев. Отсюда видно, что кушанцы жили на той же территории в VII—-VIII вв. и вступали в контакты со своими соседями, а через них и с другими народами Кавказа. Арабы застали, видимо, систему защиты, существовавшую при Сасанидах, сохранившейся. С VIII в. начинаются систематические походы мусульман в Дагестан, которые привели к присоединению его, по крайней мере частично, к Халифату.

С этими походами непосредственно связан вопрос распространения среди агулов Ислама.

В начале 20-х годов XIII в. в Дагестане впервые появляются монголы. После взятия Шемахи они осадили Дербент, но не смогли взять его. Тогда, захватив заложников, монголы предъявили им ультиматум: .или они указывают дорогу через это ущелье, или их ждет неминуемая смерть. Проводники согласились указать путь через ущелье, минуя Дербентские ворота. Армянский историк Киракос Гандзакеци оставил нам красочное описание этого похода: “монголы, узнав у заложников обходную дорогу минуя Дербент, по неприступным местам перешли Кавказские горы, заваливая пропасти деревом, камнями, бросая туда свой багаж, даже лошадей и военное снаряжение, и таким образом прошли обратно в свою родину”.

Вторично монголы появились в Агуле в конце 30-х годов XIII в. Взяв и разорив Дербент, они весной 1239 года послали в Дербент Буклая. Затем по той же дороге, что и в 20-х годах, они направились в горы Дагестана.

В старинном агульском сел. Рича сохранился целый ряд эпиграфических памятников XIII в., которые среди других вопросов средневековой истории помогают установить и некоторые подробности пребывания монголов в Дагестане. В частности, одна надпись, вмонтированная в стену соборной мечети, свидетельствует о пребывании здесь монголов.
Агулы вместе с другими народами Дагестана оказали упорное сопротивление монголам. В этом им помогала развитая система оборонительных сооружений. Так, например, устная традиция считает, что ко времени прихода монголов Рича был крупным населенным пунктом, где было 700 дворов и мощная крепость, расположенная на господствующей вершине Хъюхъвал. На расстоянии 1,5 км, от этой крепости в сторону современного Тпига, там, где образуется узкое ущелье, существовали “ворота” Рича. Здесь по обеим сторонам реки Чирах-чай располагались две мощные сторожевые башни, связанные между собой цепями. Без разрешения владетеля Рича ни один человек не мот ни войти, ни выйти из этих “ворот”.

Оборонительные башни имели связь с основной крепостью в с. Рича. В случае опасности защитники сторожевых башен с помощью звуковой сигнализации объявляли тревогу. Местность, где были расположены башни, настолько узка, что небольшая, хорошо вооруженная группа была способна отразить натиск солидного отряда войск. Данное обстоятельство, видимо, сыграло немаловажную роль в успешной защите с. Рича от нападений монголов, и защитники его 25 дней оказывали упорное сопротивление монголам.

Полугодовое хозяйничание монголов в Агуле привело к массовому истреблению жителей, уничтожению большинства населенных пунктов. Основные здания Рича были затем быстро восстановлены.
Находясь на границе мусульманского мира, с.Рича сыграло важную роль в распространении Ислама среди жителей пограничных областей, за что и получила почетное прозвище “Ворота справедливости”.

В послемонгольское время резко усиливается роль Казикумуха в истории Дагестана. С этого времени некоторые агульские земли входят в состав Казикумуха.
В конце XIV в. Тимур совершил грабительский поход на Дагестан. Захватив Акушу и разорив ее, Тимур расположился здесь лагерем и отсюда послал карательные отряды в соседние земли. Казикумухское шамхальство оказало помощь Акуше. Однако объединенные силы Казикумуха, Аварии и даргинцев потерпели поражение, и, согласно устной традиции, Рича, Тпиг, Хутхул, другие селения были до основания разрушены войсками Тимура и превратились в заурядные поселения…

В XIV в. некоторые селения Агул-дере и часть селений Кушан-дере, в частности Яркуг, окончательно входят в состав Казикумухското шам-хальства. Видимо, в это время казикумухские ханы построили укрепление в селении Хутхул. По всей вероятности, аналогичные укрепления в Буркихане, Яркуге и др. населенных пунктах служили не только для охраны от посягательств со стороны ширваншахов, но и для того, чтобы держать в узде покоренное местное население.

К середине XVI в. произошел распад шамхальства; отдельные сельские общества или их союзы выходят из-под зависимости феодальных правителей.

В 30-х годах XVIII в. над народами Дагестана нависла серьезная угроза иранского порабощения. Правитель Ирана Надир-шах двинулся в Дагестан, разрушая на своем пути аулы и расправляясь с мирным населением. Сурхай-хан, потерпев поражение в битве с превосходящими силами противника, ушел в Кумух, а затем в Аварию. Надир-шах, продвигаясь вглубь Дагестана, на своем пути занял Рича, Тпиг, Хутхул, Дулдуг и др. селения и до основания разрушил их. Этой участи не избежали Хосрех, Кули и Кумух.
Назначив шамхалом своего ставленника Хасбулата, Надир через Хосрех, Чирах, Рича, Курах вернулся назад. На-обратном пути войска Надира разрушали аулы, уничтожали мирных жителей.

Летом 1741 г. Надир-шах во главе 100-тысячной армии .вторично вторгся в Дагестан. Горцы оказывали отчаянной сопротивление захватчикам. Однако они не могли остановить наступление многочисленных и хорошо вооруженных войск Надира. Агул снова был захвачен, а селения его разрушены. После разгрома войск Надира в Аварии персы беспорядочно отступили по дороге Кумух—Чираг. “Близ Чираха шах Надир получил известие, что каракайтагцы по наущению самого уцмия напали на отряд персиян” выше Башли и разбили его…

В связи с этими событиями устная традиция агулов сохранила интересные сведения.
В конце XVIII в. колонизаторская политика царского правительства в Дагестане резко активизируется, благодаря чему некоторые продажные владетели «изъявляют желание» получить русское подданство. Кумыкские князья и шамхал Тарковский в 1793 г. были приведены в “вечное подданство России”. Дербентский Шихали-хан также был сочтен подданным России.

Что же касается агульских сел в рассматриваемое время, то они продолжали входить в состав Казикумухского ханства, правитель которого Сурхай-хан в начале XIX в. проводил антирусскую политику, совершая неоднократные контратаки на русские владения. Поэтому царское военное командование организовало ряд кровавых экспедиций во владения Сурхай-хана, в результате которых были захвачены все лезгинские земли, принадлежавшие до этого Сурхай-хану, и образовано самостоятельное Кюринское ханство, куда вошли и агульские селения, за исключением сел. Буркихан и Цирхе, которые продолжали входить в состав Казикумухского ханства.

Так начиналось присоединение Дагестана к России, повлекшее за собой самые плачевные последствия, горькие плоды которых мы можем наблюдать сегодня…
В декабре 1811 года Сурхай-хан сделал попытку вернуть свои южнодагестанские земли. Около Кураха произошло сражение, в котором, однако, Сурхай-хан потерпел поражение. В том же году царские войска заняли Бедюк и Рича, где были расквартированы гарнизоны.

Несмотря ни на что, Сурхай-хан продолжал вести активную антирусскую политику и не прекратил борьбы против царских войск. Так, 11 июня 1813 г. трехтысячный отряд казикумухцев собрался в сел. Чираг и оттуда начал боевые действия. Казикумухцы захватили сел. Бедюк и пост русских оккупантов в Рича.

Сурхай-хан отрезал все пути, связывающие сел. Рича с Курахом. Несмотря на эти успехи, он не смог противостоять полчищам русских варваров и его войска были разбиты.
В ночь на 19 декабря 1819 г. Сурхай-хан сосредоточил в окрестностях Чирата крупные силы и в 6 часов утра совершил внезапное нападение на Чирагское укрепление. Часть царского гарнизона находилась в селе. “Было вырезано 80 человек, а часть (50 чел.) скрылась в мечети, которая была превращена в магазин. Окружив со всех сторон Чираг, Сурхай-хан уничтожил все мосты, отрезал защитников от Кураха и лишил возможности оказать помощь Чирахскому посту”, - пишет уцелевший оккупант. Перед этим Сурхай-хан отправил своего сына на помощь акушинцам. В Чирагской крепости к этому времени находился гарнизон из 400 человек под командованием штабс-капитана Овечкина. Часть гарнизона, которая “располагалась по обывательским саклям”, т. е. грабила и насильно жила у чирагцев, была перебита полностью. Затем “лезгины обратили все свои силы против крепости, где защищалось четыреста человек Троицкого полка”. Кровопролитное сражение продолжалось четыре дня, пока не подошла помощь из крепости Курах. “Гибель храбрых, казалось, была неизбежна. Но вот вдали засверкали русские штыки — на помощь осажденным с окрестных гор спускался отряд. Это был сам окружной начальник, ген.-майор Вреде”, - пишет далее жалкий русский упырь-колонизатор. Из гарнизона в живых осталось всего 70 человек. Сурхай-хан вынужден был свернуть военные действия и в спешном порядке отступить в Кумух. К этому времени сопротивление акушинцев также было сломлено, и, таким образом, оставалось.только одно Казикумухское ханство, которое все еще вело активные военные действия против проклятых царских войск.

Генерал-майор Вреде в спешном порядке приказал восстановить опорные пункты в Бедюке, Рича, Чираге и уже в апреле 1820 года в Рича они были полностью восстановлены. Гарнизоны их были снабжены мощной артиллерией.
В начале июня 1820 г. из Кураха в Рича прибыл ген. Мадатов, который сформировал особый отряд для покорения Кумуха. В специальном письме ген. Ермолов требовал жесточайшего наказания горцев. “Размножай страх и ужас между злодеями,—писал Ермолов,—ты хорошо знаешь татар”.

10 июля 1820 года князь Мадатов с крупным отрядом войск и артиллерией отправился через Кокмадаг в сторону Кумуха. Около Хосреха произошло решительное сражение между отрядом кн. Мадатова и горцами. Последние потерпели поражение и “злейший враг русских Сурхай-Хан был низложен”, - радуется русское холопское отребье. После ликвидации власти Сурхай-хана Агул был включен в состав Кюринского ханства, управляемого Аслан-ханом. Последний являлся ставленником и опорой русского владычества в Кюринском ханстве. Пользуясь поддержкой военных властей, Аслан-хан всячески злоупотре***л своей властью, повышал феодальные поборы и т. п. Это, а также поддержка, оказываемая военными властями ненавистным предателям и пособникам, вызывали недовольство, ропот и открытую враждебность со стороны простых горцев. В этой обстановке последователи и ученики Магомеда-эфенди Ярагского ходили по селам и призывали горцев к Джихаду, который в последствии возглавил Шамиль.

В начале 1842 года, заняв Кумух, Шамиль ликвидировал здесь власть ханов и поставил своего наиба. После этого Шамиль послал в южный Дагестан крупный отряд. В апреле 1842 г. в Чираг вступили, мюриды Шамиля из Телетля и Караха.

Над позициями царизма в южном Дагестане нависла серьезная опасность. “Пользуясь отсутствием из южного Дагестана всех действующих войск наших и влиянием своим на многочисленных приверженцев своих в ханствах Казикумухском и Кюринском, Шамиль собрал большие толпы горцев разных племен и в марте, заняв Кумух, успел взволновать казикумухцев”, - сокрушались подлые кафиры.

Для расширения своего влияния на южный Дагестан Шамиль послал своих мюридов в Чираг, Рича, Тпиг. Эти мюриды собрали с окрестных сел довольно внушительную силу и обосновались в с. Чираг. Агулы получали “возмутительные” воззвания от Хаджи-Яхья.
Царское командование срочно сформировало отряд в тысячу штыков, с одной пушкой. Полковник Заливкин с этим отрядом двинулся в сторону Кураха, который был “поспешно занят”, затем двинул “две роты с частью кюринской милиции в д. Рича, которая лежит при входе из сего ханства в земли казикумухские в весьма крепкой позиции, которою оканчивается узкое и трудное дефиле, туда ведущее”, и, заняв окрестные высоты с. Рича, начал усиленно готовиться к отражению нападения противника. В Рича было срочно направлено пополнение и, таким образом, у кн. Орбелиани в Рича оказалось 300 человек конной милиции с одним единорогом.

Тем временем и горцы собирали силы для штурма ричинских укреплений. В Чираг прибыл дополнительный отряд мюридов во главе с Кибит-Магомою Телетлинским, Дибир-Рахманом Карахским и Хаджи-Яхья Казикумухским, который рано утром 1 мая 1842 г. атаковал позиции противника у с. Рича. Отряд полковника Заливкина был полностью окружен и отрезан от возможной помощи из Кураха. Затем атакующие начали планомерную осаду Рича.

Несмотря на высокий моральный дух, проявленный горцами в этом сражении,” о чем ген. Головин докладывал военному министру кн. Чернышеву, они не устояли перед хорошо вооруженными регулярными войсками и поэтому после 8-часового кровопролитного сражения отступили. Горцы вынуждены были оставить с. Чираг — этот весьма важный стратегический пункт и отступили в Кумух.

События мая 1842 г., когда царские войска в южном Дагестане подверглись серьезному испытанию, привели к тому, что командование оккупантов отныне решило содержать довольно солидные гарнизоны в Курахе, Рича, Чираге. Князь Аргутинский считал, что в водворении спокойствия в Кайтаге, Табасаране и в других районах эти гарнизоны сыграли решающую роль. Благодаря им Аргутинскому удалось в кратчайший срок вытеснить из Казикумуха, Кайтага, южного Дагестана сторонников Шамиля.

Однако, серьезное поражение царских войск в Ичкерии, в среднем и южном Дагестане в 1842 г. резко ухудшило общее положение царизма в Дагестане. Один из современников тех событий характеризовал это положение следующим образом: “Двадцатилетние труды для покорения этой страны пропали даром. Об них надобно забыть и приниматься за дело вновь, как будто мы только что пришли на Кавказ”.

Что же касается Агула, то здесь Аргутинский проводил дальнейшие работы по укреплению Бедюка, Рича и Чирага. Он мобилизовал местное население на ремонт старых дорог и строительство новой дороги Хосрех—Рича—Лучек, минуя Чираг, направил группу с капитаном Македонским во главе для рекогносцировки этого пути. Одновременно проводились и мероприятия по укреплению и самого аула Рича. Чираг оделался штаб-квартирой командующего Самарским отрядом кн. Аргутинского.
Между тем, все даргинские общества присоединились к движению Шамиля. Брат Аслан-кадия Цудахарского собрал около 2 тысяч горцев из Ашты-Кунки и прорвался через заградительные заслоны в окрестности Чирага и Рича.

«Для ликвидации отряда Аслан-кадия в Агуле Аргутинский сформировал отряд под руководством полковника Радкевича в составе двух батальонов, саперной роты при 4-х орудиях. Кроме того, в помощь этому отряду была придана кюринская и агульдаринская милиция, которые очистили агульские деревни от сторонников Шамиля, и прежнее положение было восстановлено», - пишет марионеточный «историк». Это очень напоминает «зачистки» наших дней, в которых, как и тогда, участвуют предатели и вероотступники всех мастей.

После этих событий территория Агула становится тылом царских войск. Теперь военные действия шли далеко от территории агулов, на землях Аварии. Тем не менее, русские оккупанты продолжали укре***ть опорные пункты в Агуле. Строительство укрепленных пунктов в Агуле не было частным эпизодом Кавказской войны. Во второй половине сороковых годов XIX в. царское командование поняло, что невозможно покорить Дагестан тактикой карательных экспедиций в горы. Поэтому они перешли к широкому строительству опорных пунктов вокруг имамата Шамиля и, опираясь на них, систематически продвигались вглубь горного Дагестана. Из этой тактики и вытекало дальнейшее укрепление опорных пунктов в Агуле.

В августе 1844 года военный министр царской России инспектировал все укрепления по пути Ахты—Курах—Рича—Кумух и доложил царю о завершении строительства Чирагского укрепления.

21 июдя 1851 года Омар Гоцатлинский со своим отрядом по горным дорогам подошел к Чирагу. Переждав день под подошвой Алахундага, Гоцатлинский под покровом ночи попытался форсировать реку Чираг-чай и прорваться в “вольный” Кайтаг. Однако он был замечен охраной, и под Чирагом произошел ночной бой, в котором горцы потерпели поражение. Тогда Шамиль предложил Хаджи-Мурату взяться за дело, которое не сумел выполнить Омар.

Получив известие о походе Хаджи-Мурата в Табасаран, Аргутинский прибыл в Чираг, здесь сформировал отряд войск и выступил в сторону Табасарана. 11 июля 1851 года Аргутинский разбил лагерь в окрестностях агульского селения Буршаг, где получил известие о том, что Хаджи-Мурат находится около Табасаранского аула Кужник. Хаджи-Мурат распустил слух, что он хочет вернуться в Аварию через Хив—Рича— Чираг. Аргутинский приказал ген. М. Бакиханову перерезать эту дорогу у Чирага и во что бы то ни стало перехватить Хаджи-Мурата. Однако Хаджи-Мурат ушел по той дороге, по которой шел кн. Аргутинский против него, т.е. по Верхнему Табасарану, и прибыл в Буршаг. Получив известие, о движении Хаджи-Мурата, комендант Чирага оставил там одну роту для охраны лагеря и выступил в сторону Буршага. В бою в окрестностях Буршага Хаджи-Мурат потерпел поражение, отряды его были обессилены и уже не представляли угрозы царским войскам в южном Дагестане; опорные пункты в Агуле теряют свое значение, и, наконец, после окончания Кавказской войны царское военное командование решило ликвидировать их. Населенные пункты агулов были включены в состав Кюринского ханства, разделены на Ричинское, Тпигское, Хутхульское, Гоинское, Яркугское и Арсугское сельские общества и управлялись Курахским наибом, а сел. Буркихан и Цирхе были включены в состав Казикумухского ханства.

После ликвидации Кюринского ханства в 1865 году был образован Кюринский округ, куда вошли все населенные пункты агулов за исключением Буркихана и Цирхе, которые вошли в состав Казикумухского округа. Что же касается сельского управления, то оно состояло из схода, старшины, кадия и суда. Однако, в последствии не раз еще агульские моджахеды наносили удары по оккупантам. В наши дни тоже есть агулы, принимающие участие в Джихаде…

Подготовил Али Бекхан
С использованием материалов сайта Agul

Къалабати шин урхьназех1хьадиур - Быстрая вода до моря не доходит.

Цель – разрушение единства Дагестана - Дагестан - МК

26 дек 2013 ... ... о них, если даже цахурские, рутульские и агульские газеты фактически ...
Известный итальянский лингвист, А. Тромбетти, в своей ...
http://mkala.mk.ru/article/2013/12/26/965523-tsel-razrushenie-edinstva-dagestana.html







Источник: http://www.kavkazweb.su

Тихон Хоботов
Тихон ХОБОТОВ Как-то вечером Крыса подпольная губки яркой помадой накрЫсила и, обувшись в крЫссовки спортивныя, сразу стала крЫсавицей писаной!
Агульцы
ГъалБец1 DARGO Members 2 771 сообщений Пол:Мужчина Отправлено 21 Август 2011 - 18:39 Агулы — небольшая по численности народность Дагестана, говорящая на своем особом языке, относящемся к лезгинской группе кавказско-иберийских языков .

profile.





RSS // // КонтактыHAPPYMONSTERR