Сказания о Кавказе и Эльбрусе




windows-1251 Сказания о Кавказе и Эльбрусе. История покорения Эльбруса [Будаев Н.М.]

История покорения Эльбруса

Будаев Н.М.

За что ты назван так - Эльбрус?
Кто имя дал тебе впервые?
Чей первый голос воспевал,
Твои вершины ледяные?

Будаев Н.М.

Сказания о Кавказе и Эльбрусе

«Дых-тау, Коштан-тау, Мижирги-тау и целая плеяда других великанов ослепительно блестят, подобно миллиардам бриллиантов, в холодной высоте эфира. Глубоко пораженный, в немом восхищении озирался я кругом! Гриндельвальд, Цермат, Шамуни – пустые призраки, слабые копии, детские наивные пародии горной природы! Настоящее величие, потрясающее человека до глубочайших фибр души, - вот оно, в этом непередаваемом амфитеатре прекрасном! Ничего подобного мне не случалось видеть до сих пор! Возьмите два Монблана, две Монте-Розы, Маттернгорн и Финстераргон, прибавьте к ним группу Юнфрау и Менха, соедините их в одно целое, спаянное сверкающими фирнами, увеличьте среднюю высоту этих гор на 1000 футов - и вы получите нечто подобное тому, чем я любовался в этот день!».

Н. В. Поггенполь

Красота и величие гор не могли не оставить следа в истории всего человечества. Образ священной Горы, мировой Горы встречается повсеместно в мифах и легендах многих древних народов мира, в священных религиозных писаниях. Это и Арарат, на вершине которого якобы остановился ковчег библейского Ноя, мировая Гора Меру - шумеров, Олимп - местообитание древнегреческих богов, Синай – гора, на которой получил скрижали с заветом пророк иудеев Моисей. Обожествляли горы и поклонялись им цари древнего Китая и Индии, священная гора Алатырь известна и из древнерусских былинных сказаний.

Не оставался в стороне от иных горных святынь и Эльбрус, одно из первых изображений которого было обнаружено археологами на одном из серебряных сосудов майкопской культуры Кавказа, датируемой III тысячелетием до н.э. На этом сосуде из майкопского кургана изображено шествие животных: козла, быка и снежного барса. Вероятно, это передача тюркских этнонимов и их тотемов, соответственно: саков (предков казахов), огузов (предков туркмен), алан (предков карачаевцев и балкарцев).

Кавказские горы стали широко известны в античной географии и мировой истории благодаря грекам. Да и современное название Кавказа происходит от грецизированной передачи его тюркского названия. «Каб Таула / Каф Таула» - так называют Кавказ в своих мифах карачаевцы и балкарцы, «Кабак - Таула» - горные врата, это его другое созвучное название. Аналогичный ороним «Кабак-Тау» реально существует и в Киргизии (Мурзаев Э.М. 1984, с.638). Дело в том, что не всякие горы имеют проходные ущелья, через которые можно выйти в другой регион, многие ущелья заканчиваются тупиком горных склонов. Аналогией в топонимике карачаево-балкарскому названию Кавказа можно привести название гор Копетдаг на юге Туркмении, точнее «Капы Таг» - горные врата, на туркменском языке. Любопытные сведения о Кавказе сохранились в легендах татар Поволжья и башкир; как известно, их предки в раннем средневековье жили в Предкавказье и эти воспоминания их сохранились в преданиях о Великих горах Каф.

Интересно, что в карачаево-балкарском героическом эпосе, при описании дальних походов богатырей, упоминаются загадочные горы, под названием «Алф таула» // «Алп таула» - «Великие горы», географическое расположение которых не уточняется.

Из тюркского языка топоним Каф тау, Кабак-Тау – «горные врата», попал в арабские космогонические мифы, где упоминаются «горы Каф», в древние ассирийские источники - «горы Кабк» и далее к грекам. Грецизированная форма произношения этого оронима - «Кавказ», и стала канонической. Когда и где она возникла сказать трудно: в Малой Азии, где жили греки-ионийцы, имевшие контакты и с арабами, и с ассирийцами, или в северном Причерноморье и Крыму, когда в VII веке до н.э. там стали появляться первые греческие колонии, население которых начало знакомиться с регионом и его жителями? Но с тех пор кавказские горы прочно вошли в древнегреческие письменные источники и мифологию. Здесь, на Кавказе, рождались древнегреческие мифы о прикованном к горе Кавказа Прометее, о похищении героем Ясоном и аргонавтами золотого руна, принадлежавшего царю Колхиды, на Кавказе, согласно тексту «Илиады» Гомера, родился и был вскормлен тигрицей Эней – предок этрусков Италии. «Гора Кавказ прежде называлась «Ложем Борея (т.е. Ложем Ветров)», писал Плутарх, комментируя книгу Клеанта «Борьба богов».

Беш-Тау – Пятигорье. Наличие этого оронима на Кавказе широко известно благодаря современному курортному городу Пятигорск, название которого калькировано в русский язык от карачаево-балкарского «Беш-Тау» - пять гор. Для нынешних балкарцев это не просто ороним. Когда хотят сказать «Балкария», говорят «Беш-тау эль» - «пять горских обществ», «пятигорская страна». История происхождения, смысл этого оронима и народного названия Балкарии уже давно утеряны. В народе и в исторической науке принято считать, что число «5» в этом названии Балкарии отражает пять основных ущелий, где проживают балкарские общества: Малкъар, Холамо-Безенги, Чегем, Баксан; Дигорское ущелье было пятым, в таком составе они 1828 г. добровольно вошли в состав Российской империи. Но такое толкование неверно с исторической точки зрения, ведь балкарцы вплоть до XVIII-XIX веков жили не только в горах, но и на Предкавказских равнинах. При этом из перечня выпадает Карачай и карачаевцы. Но то, что балкарцы и карачаевцы - это один народ, разделенный поздними административно-территориальными границами России, факт, известный всем этнографам.

В начале XV века пленный рыцарь И. Шильтбергер, сопровождавший Тамерлана в походе на Северный Кавказ, писал, что за городом Маджарой начинается страна алан Бештамак. (это карачаево-балкарское названия местности, где ныне расположен г. Прохладный) Он же отмечает, что аланы разговаривают на тюркском языке, но являются христианами.

Слово «эль» в карачаево-балкарском языке означает «село», «общество», ранее «страна», но в то же время - это древнее слово «ладонь», «пядь», сохранившееся в названии линейной меры. Древнетюркское слово «эль» < «ал» имело значение «ладонь», «пядь» и являлось параллельным числительным «5» (т.е. «ладонь»), что отражено в общетюркском числительном «элли» - пятьдесят.

«Важно понять, что в национальной «сетке» нумерологических «координат», сохраняется инвариантное значение чисел, которое вместе с тем подвергается паросематической корректировке, обусловленной этноисторическим контекстом.

К сожалению, в северокавказской литературной науке вопросы художественной нумерологии до сих пор не избирались объектом специального филологического исследования, хотя многие из авторов (особенности фольклористы, З.К.) обращают в своих трудах внимание на не случайность магических или эпических чисел. Сохранился архаичный текст детской считалки, в котором каждому числу предпосылается определенный знаковый предмет, по конфигурации напоминающий ту или иную цифру. Бешде-бешык, В пятерке – колыбель...

Значение педанты (число 5) в карачаево-балкарской символической системе определяется еще и ландшафтной «пятиконечностью» своего этомира, состоявшего из пяти взаимосвязанных ущелий: «Пяти горских обществ». Пентрограмма, ассоциирующаяся с человеческой фигурой, с пятью пальцами на руке, усиливает впечатление единства Балкарии как экологически живой, органической системы. Анализ поэтических и эпических текстов показывает, что «пятерка» нередко используется балкарцами в качестве эмблематического числа Родины»

Кавказские горы

Кавказские горы привлекают внимание многих туристов и спортсменов
самыми высокими вершинами Европы – общеизвестная среди альпинистов
гора ...
http://ru.heliski.travel/kavkazskie-gory/

(З.Кучукова «Онтологический метакод как ядро этнопоэтики», г.Нальчик, с.246, 2005г)

Таким образом, этимологическая реконструкция слова «эль» - ладонь, пядь, в значении числительного «5», правомерна. Но, как указано слово «эль» имеет и значение «страна», «село», «общество». Теперь необходимо вдуматься в фразу «тау эль» - горная страна, горное общество, или «эль таула» - страна гор. Эти фразы могут стать основой двойной трактовки слова «эль» и появления новой многозначной фразы «беш-тау эль» - 1. страна пяти гор; 2. общество пяти гор; 3. «Беш тау» – восточный ветер. Первичная карачаево-балкарская фраза «тау эль» - горная страна, имела отношение ко всему Кавказу. Это отражено и в письменных источниках позднего средневековья, где Пятигорьем называется весь Кавказ. Мартин Броневский в конце XVI века писал:

«...Что же касается Тамани, находящейся на самом краю Тавриды и смежной с областью Пятигорской, которую Птолемей и Страбон называют Колхидою...» («Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков», с.54).

Ему вторит Жан Шарден, побывавший на Кавказе во второй половине XVII века:

От пролива Палус Меотийского до Мингрелии тянутся на шестьсот миль гористые холмы. Эти горы все очень красивы, покрыты лесами и населены черкесами. Древние называли их общим именем зиги (зихи), а также жителями гор. Это соответствует определению «Ченж даги» (перс.), которое некоторые восточные географы дают этому народу, т.е. «пять гор». Корабли из Константинополя и Кафы, идущие в Мингрелию, бросают на своем пути якорь во многих местах на этих берегах».

Данные сообщения Мартина Броневского и Жана Шардена подтверждает гипотезу автора о том, что термин «пять гор» первоначально значил «горная страна» и обозначал весь Кавказ. Именно поэтому средневековые черкесы назывались «пятигорскими», т. е кавказскими. Прямое указание на то, что у побережья Пятигорья бросали якорь корабли идущие в Мингрелию свидетельствует о том, что древний топоним не имеет отношения к местоположению современного г. Пятигорск, возле которого немыслимо судоходство, а топоним «Ченж даги» Шардена есть ирано-тюркское слово «пятигорье».

То, что топоним «Беш-Тау» - Пятигорье, весьма древний, и связан с тюркским миром, подтверждается его широким распространением от Кавказа до Китая. Правители древнего тюркского государства, называвшегося китайцами Чжоу (IX-VI вв. до н.э.), приносили жертвы духам пяти священных гор. Государство Чжоу располагалось на северо-западе современного Китая, но его влияние распространялось далеко на юг Китая и в древнекитайских космогонических легендах также появились пять священных гор – «у юэ». Названия каждой из них на китайском языке: Тайшань, Хуашань, Хэншань, Суншань и Хайшань («Ши цзи», т. IV, с.305). Среди имен духов и владык гор, встречается имя «владыка горы У», где «У» - это китайское числительное «пять», т.е. речь идет о «владыке Пяти гор». Тюркское «Беш-тау» - пять гор, на китайском языке будет звучать «У-шань» и также известно в виде топонима с древних времен.

На пространстве между Кавказом и Китаем топоним «пять гор» встречается и в Монголии, и в Киргизии. На территории Монголии это горы «Табын-Богдо-Ола» - пять священных гор, где тюркюты поклонялись духам предков. В бассейне р. Аламедин, реки, протекающей через столицу нынешней Киргизии – г. Бишкек, расположена горная гряда, называемая «Беш-тоо» – «пять гор». Эти совпадения топонимики Кавказа, Киргизии, Монголии и Китая, заставляют искать объяснение устойчивости педанты «пять» в ряду указанных топонимов. Анализ показывает, число пять занимает совершенно особое место среди нумерологических символов в тюркском мире, порожденное этническим контекстом.

Карачаево-балкарское «Беш-Тау» - Пятигорье, попало и в вайнахскую версию нартских сказаний в фонетической форме «Бешлоам», где слово «лоам», «лам» есть вайнахское «гора», но в целом ороним пытаются этимологизировать с вайнахского, как «тающая гора». На взгляд автора, это неполная калька с карачаево-балкарского «Беш-Тау» - Пять Гор.

Относительно Эльбруса у карачаевцев и балкарцев есть древняя легенда, что именно на вершине Эльбруса остановился ковчег библейского пророка Ноя, и что седловина этой двуглавой горы – это след киля корабля Ноя. Подобные рассказы были записаны еще в XIX веке русскими этнографами, удивлявшимися столь упорной уверенности балкарцев и карачаевцев в том, что Эльбрус и есть истинная Гора Спасения Ноя и его семейства. Соседи балкарцев – сваны и грузины- также уверены в этом.

Названий у этой горы много и звучат они на разных языках народов Кавказа, но во многих случаях их смысл один.

То, что слово «Кавказ» происходит из карачаево-балкарского языка, уже высказывалась. Отмечалось и то, что в мифологии карачаево-балкарцев известен ороним «Каб таула» - горы «Каб», Кабак тау – горные врата, известен ороним «Каб таула» - горы «Каб». Горой «Капкай» называют Кавказ и соседи балкарцев, осетины – дигорцы.

Парнас. Еще один широко известный с античности ороним, вошедший и в греческую мифологию, как название обители богов и муз. Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) в своем труде «Метеорологика» пишет:

«...Итак, мы видим, что в Азии с горы под названием Парнас стекает больше всего рек и самые крупные, а это по общему мнению, самая высокая гора в стороне зимнего восхода. Если перевалить эту гору видно внешнее море, чьи пределы не ведомы жителям нашей части земли. Так - вот, с этой горы (Парнас) стекают реки: Бактр; Хоасп и Аракс, а как часть последней отделяется Танаис, впадающий в Меотийское озеро. И Инд - самая большая из рек стекает оттуда. С Кавказа среди множества других рек, чрезвычайно многочисленных и полноводных, стекает также Фасис. Кавказ и по протяженности и по высоте - самый большой горный хребет (в стороне) летнего восхода. Доказательством его высоты служит следующее: его видно с так называемых глубин и с судна на Меотийском озере...» (Метеорологика, I, 13, 350а).

Точно определить местоположение горы Парнас, исходя из данного сообщения Аристотеля трудно, поскольку по его описанием с нее стекает как Танаис, впадающий в Меотийское озеро (Азовское море), так и Инд. Современные ученые пытаются локализовать античный Парнас то в Гималаях, то на Памире. Более вероятным автору представляется то, что это древнее название двуглавого Эльбрусавысочайшей горы Кавказа, что указано Аристотелем и в отношении величины Парнаса. Его название явно имеет греческое окончание, но в корне слова «Парнас» слышится индоевропейское слово. Это немецкое слово «рaar» - пара, парный, русское «пара» - пара. Вероятность того, что речь идет об Эльбрусе, довольно высока.

Минги – Тау. Это карачаево-балкарское название Эльбруса. Неверно считать, что этимологически оно означает «1000 гор», якобы отражая его высоту и величие в сравнении с другими горами Кавказа. Но созвучное слово «Менги» означает в тюркских языках «вечный», «счастье», что позволяет этимологизировать ороним Минги Тау в как «Гора Счастья», «Вечная Гора». ( «Древнетюркский словарь», с. 342, АНСССР, г. Ленинград 1969г.). Слово «Менги» было в языке кавказских алан и булгар, в Азербайджане находилось аланское городище «Мингичаур», где в советское время долгое время велись археологические раскопки. Булгаро-татарские эпитафии представляют собой богатый источник древних имен и этнонимов, там встречаются имена: Минтемир, Минтагир, Минненгул, Минглигирей и.т.п. Татарский историк Г.В. Юсупов пишет: «Если ребенок заболел и долго не выздоравливал, прибегали к порче «имени». При этом или совершенно заменялось имя, или же к имени прибавлялось слово «мин» ( балк. «минг»). По поверью, после этого болезнь должна исчезнуть, магическая сила слова «мин» должна была победить зло». («Личные имена в прошлом, настоящем, будущем», . Москва,1970, с. 249). Подобное наблюдается и в русских личных именах: Святослав, Святогор и.т.д., где слово «свято» является оберегом.

У этой горы есть и иное тюркское синонимическое название «Шат тау», означающее «гора счастья» (кар. балк.). Оно хорошо известное в российских источниках XIX века о Кавказе, где записано в тюрко-славянской форме «Шат-гора». Впервые в русских письменных источниках ороним «Шат гора» - одно из названий Эльбруса, появился в 1604 году в сообщениях московского посла Михаила Татищева, который упоминает гору Шат-Тау, проезжая по территории современной Кабардино-Балкарии. Под этим же названием Эльбрус попал и в бессмертные строки М.Ю.Лермонтова.

У Казбека с Шат-горою
Был великий спор...

Длительное проживание карачаево-балкарцев у подножия Эльбруса и обожествление этой горы привели к появлению более двух десятков ее прямых и табуированных названий. Приведем их, воспользовавшись данными журналиста Хыйсы Османова (газета «Заман» от 25 августа 2005г.): Минги Тау, Тейри Тау, Джин падчах, Джаннган Тау, Кюль Тау, Алтын Тау, Шат Тау, Чат Тау, Дукъуш Тау, Минг жашар Тау, Эгиз Тау, Эки баш Тау, Къуштун Тау, Минген Тау, Иер Тау, Багъана Тау, Мёнгю Тау, Эмчек Тау, Эки сын, Жель буруш Тау, Жель ёгюз Тау, Эль бурун Тау, Тутуркъулу Тау, Кукуртлу Тау, Къусхан Тау.

Наиболее интересные из них: «Тейри-Тау» - гора бога, «Багъана Тау» - Гора – столп (мира), «Джин падчах» - царь джинов, «Алтын Тау» - золотая гора, «Эль бурун Тау» (от эль бурунгу тау) - гора древней родины.

Интересные ранние сведения о почитании тюрками гор которые сохранились в китайской летописи «Вэйшу»: «В середине декады пятой луны, они собираются у реки и приносят жертву духу неба. Это происходит в 500 м. от Дугина, где на западе есть высокая гора Бодынинли, что в переводе означает – дух- покровитель страны».

Видимо стоит особо подчеркнуть, что такое количество названий Эльбруса сохранились только у балкарцев и карачаевцев, которые на сегодняшний день являются самыми высокогорными жителями Европейского континента. Этот факт общеизвестен.

С расселением на Центральном Предкавказье во второй половине XVII века кабардинцев, калькированное с карачаево-балкарского название Эльбруса - «Ошхамахо» - гора счастья, появилось и у них.

«...Народ называет Шад-гору Ошхамахо, т.е. «счастливою»...», - писал в первой половине XIX века классик кабардинской литературы Шора Ногмов. Стоит отметить, что в качестве первичного названия он употребляет тюркское название «Шат-гора». Абхазы, также калькируя «Шат-тау», называют Эльбрус «горою счастливых, блаженных» - «Орфи туб».

У кумыков и ногайцев в эпических песнях ее называют «Асхартау» - снежная гора асов. Отметим, что в данном топониме проявляется этно-территориальное название. Соседние народы, например осетины, балкарцев и карачаевцев называют «асиаг» - «асами», а территорию их проживания -Ассией и Стур Ассией. Часть ногайцев «акъ ногай» относятся к родоплеменному подразделению «акъ ас». Это отметил в своих рукописях Рубрук «...проезжая этот край, встретил там аланов, называвшихся асiаs или акаs, т.е. белыми или свободными асами» ( Тизенгаузен, с.137). Маршрут путешествия его известен современным исследователям.

Эльбрус. Теперь собственно о названии «Эльбрус». Проблема его происхождения и начала широкого употребления еще не изучена до конца. Попробуем предложить свои версии этимологии оронима.

Версия первая. Название Эльбруса созвучно названию горы Алборз в Иране, что позволяет подойти к его этимологии с позиции иранских языков, в которых слова «barz», «borz», «burz» означают «гора», а «al», «el» - дух, бог. В итоге, название горы можно вывести из иранских языков со значением «Гора Бога», «Гора Духа». В данном случае уместно привести и одно из карачаево-балкарских и турецких названий Эльбруса – «Джин падчах», также означающего «царь духов (джинов)».

Версия вторая. Можно попытаться вывести название Эльбруса и из романских языков. Это латинское слово «Alba» - белый (ая), «Oros» - гора. Соединение этих слов «Alboros» - Белая Гора, также созвучно названию и образу Эльбруса. Знакомство римлян и греков с Кавказом также имеет древнюю историю.

Одно из первых упоминаний названия этой горы в форме «Эльбурз» встречается в 1395 году у Шереф ад-Дина Йезди и Низам ад-Дина Шами, летописцев великого полководца Тамерлана, истребившего аланское население Приэльбрусья.

«В намерении покорить неверных, знамя, мир завоевывающее, направилось на Буриберди и Бурикана, которые были правителями народа асов. На этом пути, вырубив леса и проложив дорогу, Тимур с целью джихада взошел на гору Эльбурз».

Отметим, что в этой летописи записана предложенная ирано-тюркская версия оронима – Эльбурз//Эльбуз.

Версия третья. Как отмечал И.И. Филевич «Земля есть книга, в которой история человечества записывается в географических названиях». Известно, что топонимические названия, при определенных условиях сохраняются тысячелетиями. Названия больших гор и великих рек дают возможность судить о языковой принадлежности древнейшего населения, так как они сохраняются чрезвычайно длительное время. В топонимике прослеживаются следы древней этнографии, расселения давно исчезнувших племен и народов, о которых по другим источникам мы имеем или очень смутные представления, или вовсе ничего не знаем.

Армянский историк Мовзес Хоренаци в своей «Истории Армении», ссылаясь на сирийского историка III в. Мар-Абас-Котины, пишет, что в результате смуты в «цепи Великих Кавказских гор» часть болгарского племени переселилась в Закавказье. Первое из таких переселений он относит ко времени царствования сына Вахаршака – Аршака, который правил с 127 по 114 г. до н.э. («Очерки истории СССР», III-IX, в.в., М.,1958, с.587). Из этого сообщения становится ясным, что болгары еще во II в. до н.э. жили «в цепи Великих Кавказских гор». Дальнейшее пребывание тюркского племени «болгар» на Северном Кавказе не нуждается в доказательствах, так как это неоспоримо и достаточно убедительно изложено во многих исторических документах. На протяжении всей истории Северного Кавказа здесь проживали: скифы, аланы, болгары, гунны, савиры, хазары, половцы и.т.д. Отсюда выступил в свой великий поход на завоевание Европы известный всему миру полководец Аттила. Это важное событие изменило ход всемирной истории. Эти народы часто совершали походы и в Закавказье. В древних армянских рукописях тюрков Северного Кавказа называли «северным ветром». Любопытно отметить, что в грузинских летописях главный Кавказский хребет назывался тюркским словом «Ялбуз» - ледяная грива. Если мы обратимся к топонимике Северного Кавказа, то увидим, что почти на всей территории его, особенно Центрального Кавказа, господствуют тюркские названия. Однако рамки нашей работы не дают нам возможности использовать все эти материалы.

Вахушти в «Географии Грузии» топонимы «Эльбрус» и «Альбрус» считал искаженными формами грузинского Ал-бурцими, что значит «вздымающийся», «конусообразно вздымающийся». Подобного рода толкований, исходя из разных языков, множество.

Известный балкарский тюрколог А.Ж. Будаев считал, что этот топоним имеет тюркское происхождение и восходит к слову Эльбуз. «Разница между Эльбрусом и Эльбузом, как видно, в звуке «р». Но в тюркских языках подобное возможно. Следовательно, мы вполне можем считать наличие «р» в индоевропейской передаче обычной ошибкой, связанной с произношением иноязычного наименования, если, предложенная нами этимология Эльбруса и Эльбуза будет соответствовать и другим признакам, не связанным со звуковым составом данного названия. Итак, топоним Эльбрус // Эльбуз представляет собой сложное тюркское слово и состоит из Эль + буз, что в карачаево-балкарском языке, как и во всех тюркских языках, означает страну, край, а буз – разрушать, разрушитель, что в сочетании Эль+буз дает «разрушитель страны». Подобное сочетание слов (Эльбуз) употребляется в карачаево-балкарском языке по сегодняшний день и обозначает нарушителя покоя. В связи с этим возникает логичный вопрос: почему горе дали такое название? Закономерно, что топонимические названия большей частью отражают отличительный признак предмета (к примеру, Тихий Дон и.т.д.). В данном случае приходится отметить, что извержения Эльбруса относится к концу плиоцена, и он продолжал быть активным вулканом, о чем свидетельствуют образования типа саильфатор – гротов, найденных в вечных снегах близ его вершины. По сегодняшний день отмечается слабое биение его сердца. В «Космографии» Себастиана Мюнстера, например, приводится карта XVI века, где отмечен Эльбрус, он изображен в виде действующего вулкана (А.М. Гусев, «Эльбрус», М. 1948, с.13) Следовательно, в те отдаленные времена он не только нарушал покой окрестностей, но, видимо, причинял и большой вред. Возможно, он поэтому мог быть назван Эльбузом//Эльбрусом.

Источники | Вода долины Боржоми

Источники. Кавказские горы известны своей величественной красотой во
всем мире. Расположенный здесь национальный парк Боржоми-Харагаули ...
http://www.borjomi.com/ru/water/sources.php

Любопытный пример приводит С Анисимов:

«И в наше время, может быть, он еще испытывает сотрясения: так, ранним утром 6 октября 1906 года вершина восточной головы Эльбруса вдруг показалась перед наблюдателями без своего обычного сплошного снежного покрова. На белоснежном конусе его появились сразу два черных пятна. Вниз от них сорвались и поползли скалы, оставив за собой два черных следа, 7 октября следы эти были занесены снегом». (32, с.147)

Не исключен и четвертый вариант - тюркское слово «буз» имеет еще одно значение «лед», в этом случае значение меняется: Эльбуз - Край льда, Родина льда. Определенный смысл просматривается и в этой этимологии, поскольку самые большие ледники на Кавказе находятся на склонах Эльбруса. Это близко по смыслу к грузинскому названию Кавказа – «Ялбуз», этимологизируемый с тюркского языка «грива льда».







Источник: http://www.balkaria.info

Рассел Кроу: путь от скинхеда до гладиатора
Считающийся одним из самых сексуальных актеров Голливуда, чудесным образом перевоплощающийся из скинхеда в гладиатора, а потом в шизофреника, а из шизофреника - в боксера, родился 7 апреля 1964 года в столице Новой Зеландии Веллингтоне.
КРАСОТА
        "Давайте будем как Солнце!", - сказал поэт. И Львы (23 июля-23 августа) последовали его призыву.

profile.





RSS // // КонтактыHAPPYMONSTERR